біологія 9 класс

размножение человека

Строение половых гамет

Познавательный мультфильм

откуда берутся дети 
посмотрев мультфильм дай ответ на вопросы
  • как происходит оплодотворение?
  • что такое мейоз?
  • откуда берутся разнообразные клетки эмбриона?


Строение выделительной системы

начинаем изучать новую тему и первое задание к ней
просмотри видеоролик "Строение выделительной системы" он без объяснения , напиши к нему текст.

Конспект учебника Н.Ю.Матяш, Н.Н.Шабатура «Биология: 9 кл.», Генеза, 2011
Введение
Биологические факторы эволюции человека. На ранних этапах антропогенеза ведущую роль играл естественный отбор –  сложный исторический процесс в живой природе, который заключается в сохранение  организмов с полезными в данных условиях индивидуальными изменениями и исчезновении неприспособленных.

Однако даже тогда отбор происходил не только по физическим признакам (сила, выносливость и др.), но и по уровню интеллектуального развития (умение изготовить орудие труда, применить его, способность к общению с другими членами племени, навыки коллективных действий и др.). Таким образом, естественный отбор способствовал сохранению особей с выраженными социальными чертами. Особи, которые были способны изобретать новые орудия, обучаться и анализировать ситуации, имели больше возможностей выжить.
В процессе эволюции люди начали создавать искусственную среду (отапливаемые жилища, одежду, запасы пищи) и стали меньше зависеть от неблагоприятных факторов. Постепенно стало уменьшаться значение естественного отбора.
Социальные факторы эволюции человека.
  • Труд – плановая деятельность, связанная с использованием специальных средств.
  • Проживание в обществе – большое значение имел общественный труд (совместная охота, поддержание огня, изготовление орудий труда).
  • Членораздельная речь  - способ передачи информации от одного человека другому, а также средство передачи опыта от поколения к поколению.
  • Абстрактное мышление – выделение существенных признаков в явлениях и телах природы, их сравнению, установлению логических связей, обобщений.
Труд дал возможность проживать в обществе, совместный труд и проживание вызвало потребность общаться, развитие речи повлекло развитие мозга и процесса мышления. Это стало основой для развития интеллекта человека.
Расы людей.
Вид «Человек разумный» имеет четко-выраженные внешние признаки, исторически возникшие в период активного расселения по планете Земля, и явившиеся следствием приспособления к конкретным условиям окружающей среды (климат, особенности местности, температурный режим и др). Это привело к возникновению специфических внешних признаков (цвет кожи, тип и цвет волос, форма носа, губ, цвет и разрез глаз и др.). Появились расы.
Раса – это группа людей, имеющих общее происхождение и характеризующееся комплексом соответствующих наследственных признаков, которые сформировались как приспособление к различным условиям среды в течение многих поколений:
  • Европеоидная (евразийскую)
    • Территория — Европа, Передняя Азия, Северная Африка, Северная Индия;
    • Кожа — светлая или смуглая, приспособленная к проникновению ультрафиолетовых лучей;
    • Волосы – чаще светлые;
    • Нос – узкий продолговатый, способствующий согреванию холодного воздуха;
    • Губы – тонкие;
    • Глаза – большие, голубые или серые.
  • Монголоидная (азиатско-американская)
    • Территория – Азия, Северная и Южная Америка;
    • Кожа – светлая, приспособленная к северному климату, поскольку может обеспечить в организме синтез витамина D в условиях малой интенсивности солнечного света;
    • Волосы – прямые темные;
    • Нос – широкий;
    • Губы – тонкие;
    • Глаза – узкий разрез, кожная складка во внутреннем углу глаза (приспособление к постоянным ветрам степи, несущим песок и пыль).
  • Австрало-негроидная
    • Территория – Африка, Центральная и Южная Америка, Австралия;
    • Кожа – специфический черный цвет, защищает тело от ультрафиолетовых лучей;
    • Волосы – курчавые густые черные;
    • Нос – широкий;
    • Губы – толстые;
    • Глаза – большие темные.
По признакам, характерным для вида «Человек разумный» (объем мозга, строение кисти и стопы, форма позвоночника, интеллектуальным способностям), расы абсолютно равноценные и находятся на одном уровне эволюционного развития.

Клетка как структурная и функциональная единица организма человека


Конспект
По учебнику Н.Ю.Матяш, Н.Н.Шабатура «Биология: 9 кл.», Генеза, 2011
п.5. Клетка как структурная и функциональная единица организма человека
Организм человека как биологическая система.
Биологическая (живая) система – это структурное и функциональное объединение разных элементов (клетка, организм, экосистема):
  • открыта (нуждается в поступлении энергии из окружающей среды и выведении продуктов обмена) ;
  • саморегулируема (поддержание постоянного химического состава, структуры, свойства);
  • способна к самовоспроизведению.
Организм человека – одна из самых сложных биологических систем. Имеет разные уровни структурной и функциональной организации:
  • Клеточный
  • Тканевый
  • Органный
  • Системный
  • Организменный
Типы клеток тела человека по форме:
  • Шаровидная
  • Дисковидная
  • Призматическая
  • Кубическая
  • Звездчатая
  • Веретенообразная
По размерам – от 5-7 до 40 мкм., а нервных клеток — до одного метра.
Клеточное строение организма человека.
I. Химический состав
В клетках — 88 химических элементов. Главные – водород, кислород, углерод, азот (органогенные).
Состав клеток:
  • Органические вещества
    • Белки – выполняют функции
      • Строительная – входят в состав всех клеток
      • Регуляторная – принимают участие в регуляции функций организма
      • Каталитическая – ускоряют химические реакции
      • Защитная – защищают клетки и организм от болезнетворных микроорганизмов и чужеродных тел
      • Транспортная – переносят газы и другие вещества
      • и др
    • Углеводы  — основной источник энергии
    • Жиры – важные энергетические резервы
    • Нуклеиновые кислоты – обеспечивают сохранение и передачу наследственной информации от родителей потомству и принимают участие в синтезе всех белков организма.
      • ДНКдезоксирибонуклеиновые, находятся в хромосомах ядра
      • РНКрибонуклеиновые, находятся в ядре, цитоплазме и некоторых органеллах.
    • АТФаденозинтрифосфорная кислота, синтезируется в митохондриях клетки и аккумулирует в себе энергию.
  • Неорганические вещества
    • вода (обязательно) – растворитель и среда диффузии, обеспечивает тургор (упругость) клеток и процессы осмоса (диффузия растворителя через полупроницаемую мембрану)
    • минеральные вещества – поддерживают осмотическое равновесие между клеткой и межклеточным веществом; регулируют разные биохимические и физиологические процессы
    • и др.
II. Строение клеток
Клетка – элементарная структурная и функциональная единица организма человека.
  • Плазматическая мембрана — покрывает снаружи клетку и отделяет внутреннюю среду клетки от внешней, обеспечивая возможность существования клетки как отдельной структурной единицы. Регулирует обмен веществ между внутренней и внешней средой клетки
  • Ядро – центр управления жизненным процессом клетки – обмен веществ, движение и размножение, место сохранения и передачи наследственной информации.
  • Цитоплазма– вязкое полужидкое вещество, в котором расположены
    • органеллы:
      • Эндоплазматическая сеть – система мембран, которые образуют большое количество канальцев, трубочек и цистерн. Функция – перемещение веществ внутри клетки.
        • Зернистая (гранулярная) – на поверхности находятся рибосомы
        • Незернистая (агранулярная)
      • Рибосомы. Функция — принимают участие в синтезе белков. Находятся преимущественно в клетках быстрорастущих тканей (например, эпителиальные).
      • Комплекс Гольджи. Функция – накопление и выведение синтезированных клеткой веществ: гормонов, ферментов, капель жира, углеводов.
        • Системы плоских замкнутых мешочков-цистерн
        • большие вакуоли
        • мелкие пузырьки, ограниченные мембраной
      • Лизосомы – шаровидные органеллы с пищеварительными ферментами. Функция – переваривают вещества и отмершие частицы собственных органелл клетки.
      • Митохондрии – палочковидные органеллы. Функция – накопление в АТФ энергии от расщепления органических веществ.
      • Клеточный центр – состоит в основном из двух вакуолей. Функция – деление клетки.
    • включения (непостоянные)
      • жиры
      • углеводы
Основные жизненные свойства клеток
Клетке свойственны те же процессы жизнедеятельности, что и всему организму:
  • обмен веществ – совокупность и единство процессов распада веществ с освобождением энергии и образования других веществ с использованием энергии. Происходит с участием ферментов – простых или сложных белков, которые ускоряют определенные химические реакции.
  • превращение энергии
  • раздражимость — способность клеток реагировать на действие внешних и внутренних раздражителей
  • размножение – связано с ростом.
  • рост – связан с размножением
  • движение – могут двигаться некоторые клетки – лейкоциты, мужские половые клетки, клетки мерцательного эпителия дыхательных путей
  • саморегуляция – способность регулировать поступление веществ в клетку, интенсивность обмена веществ, процессы биосинтеза и свою функциональную активность. Поддерживает постоянный физико-химический состав клетки.
Выводы:
Организм человека состоит их огромного количества клеток, разных по форме, размерам, массе и функциям. Все они имеют одинаковые структурные элементы: цитоплазматическую мембрану, цитоплазму, ядро и органеллы: эндоплазматическую сеть, комплекс Гольджи, рибосомы, лизосомы, митохондрии, клеточный центр, которые функционируют взаимосогласованно. Таким образом, клетка – целостная биологическая система.
Основу структуры клеток составляет четыре химических элемента: водород, кислород, углерод, азот. Из этих элементов образуются простые и сложные органические соединения. В состав клеток входят также неорганические соединения – вода и минеральные соли.

Тесты по теме "Ткани человека"











Комментариев нет:

Отправить комментарий